Вопросы экологии в обществе потребления

Рассматривая проблемы современного общества, особенное беспокойство вызывает вопрос глобальной экологической безопасности Планеты, первопричины которого кроются в материальных и духовных мотивах сохранения экологии, как каждым человеком в отдельности, так и обществом в целом.

Порой, на досуге, когда есть свободное время, человек может побаловать себя размышлениями на темы, которые далеки от его повседневной жизни или же касаются весьма опосредованным образом. Давайте и мы позабавимся свободной минуткой и поддадимся некоторым измышлениям, как мы ошибочно полагаем, далеким от нас — экологии и охране окружающей среды.

Когда речь заходит о сохранении природы, мы апеллируем цифрами и исходим из технической составляющей объемов выбросов в атмосферу или площади загрязнённой земли, что характерно для сегодняшнего дня. Однако, это не совсем верно, поскольку все проблемы берут своё начало отнюдь не в материальном мире, а глубоко в духовной его альтернативе. 

Экология ПланетыКонкуренция, погоня за прибылью и, как следствие, общество зацикленное на потреблении, формируют взгляды отдельных людей, основанные на силе и богатстве, тем самым стараются не поднимать вопросы любви, добра и красоты, делая их чем-то постыдным, тем, о чем не говорят или смущаются заслышав подобные рассуждения, отдавая предпочтение темам моды, насилия и нигилизма.

Мотивация защиты от загрязнения почвы, воды, атмосферы и рационального использования полезных ископаемых звучит вполне обосновано, когда мы примеряем эти последствия на себя, понимая, что это повлияет на наше здоровье, будущее наших детей, комфорт нашего проживания. Однако перечисленные предпосылки приводят к определенным действиям, продиктованным лишь страхом и непосредственной личной заинтересованностью. 

Усложнённая модель охраны природы заключается в сохранении биоразнообразия, когда сохранить нужно не только полезные виды животных, птиц и насекомых, среду их обитания, но и теоретически бесполезных организмов, вредителей и паразитов. В этом случае руководствоваться лишь практической мотивацией сложно. И даже утверждение о том, что биоразнообразие необходимо для поддержания стабильности экосистем, в глазах общества построенного на потреблении выглядит весьма относительно и неправдоподобно. Экологическая осведомлённость зачастую игнорируется в пользу экономического благосостояния, что и приводит к разрыву понятий и, как следствие, усугублению негативной экологической обстановки. Так, например, деятельность природоохранных организаций по защите от вымирания вида маленькой улитки на островах в Тихом океане воспринимается подавляющим большинством не более чем безобидное расточительство. 

Как видно из вышесказанного, проблемы по защите окружающей среды решить руководствуясь исключительно практическими аргументами невозможно, поэтому следует исходить из внутреннего понимания их духовной составляющей каждым отдельным человеком, как членом современного общества.

В литературе описано множество ценностей, которыми следует руководствоваться в тех или иных вопросах, однако основной ценностью является жизнь. Это правило применённое в отношение себя и ко всему окружающему, вне зависимости от полезности и экономической ценности, может стать определённой экологической религией, в которой объектом поклонения и почитания является жизнь. Подобное отношение сможет сформировать новую культуру поведения, продиктованную действиями отдельного человека в мере его возможностей влияния на окружающую его действительность, будь то: семья, рабочая деятельность либо управленческие решения, способные повлиять на микро и макро системы. 

Рассматривая проблемы сохранения окружающей среды, нельзя не отметить своеобразное отстранение людей от природы, которое проявляется в развитии инфраструктуры городов, средств коммуникации и в целом независимость в определённой мере от природных явлений. Так, например, дети из города могут знать названия мобильных девайсов или марки автомобилей, но абсолютно не разбираются в видах растений или птиц. Объяснение этого лежит на поверхности. Человек в большинстве своём, покинул естественную среду обитания, переселившись в городские населенные пункты и утратил необходимость в знаниях о съедобных растениях, повадках зверей. Технологические знания, продиктованные профессиональной принадлежностью, стали залогом выживания в современном экономическом обществе. Соответственно ценность животного и растительного мира девальвировала и как следствие духовные связи с природой были утрачены. Если вспомнить историю или религии древних народов, то во многих из них присутствуют тотемные животные или растения, что доказывает наличие связей с природой не только материальных, как то: добыча пищи, но и духовных — приметы и верования.

Проблема современного общества состоит не в том, что отдельные его представители не знают и не понимают природу, а в том, что относятся к ней с точки зрения потребления, то есть достигают сиюминутные экономические цели за счёт инструментального использования животных и нерациональной эксплуатации природных ресурсов. Природа воспринимается как нечто враждебное, то, что нужно победить, то, что разрушает или нарушает созданный искусственный миропорядок и уклад жизни. Осознание неверности приведённого умозаключения может проявиться в результате глубокого внутреннего самоанализа, который частично находит отражение в некоторых религиях (даосизм, буддизм, индуизм).

Современное общество более склонно соглашаться с измышлениями математика, физика и философа Рене Декарта, который в своих трудах представляет природу в качестве объекта покорения и подчинения, а жизнь в виде механизма. По его мнению развитие науки и техники позволит человеку подчинить природу и стать её обладателем. В целом, похоже, Декарт оказался прав, однако он забыл упомянуть о последствиях. Наверное, это можно ему простить, поскольку жил он в далеком XVII веке, однако безжизненные пустыни вместо лесов, растрескавшиеся от засухи русла рек и мертвые моря и океаны, покрытые мазутными пятнами и пластиковыми бутылками, точно не простят нам наши потомки.

Прокомментировать