Собор Святого Петра

Самое крупное здание Ватикана, крупнейшая историческая церковь христиан и церемониальный центр Римской католической церкви.

Над собором работало огромное количество блестящих архитекторов, скульпторов и художников, на его постройку затратили больше 46 млн дукатов, а количество посетителей, приезжающих посмотреть на собор, не поддается подсчету.

Смерть Апостола

Собор Святого ПетраСогласно христианской традиции, апостол Пётр после долгого путешествия по миру, которое он предпринял для распространения слова божьего, вернулся в Рим и в 64 г., где умер мученической смертью на том месте, где сейчас находится собор, а раньше был Цирк Нерона. В своих сочинениях теолог и ученый Ориген писал, что Пётр считал себя недостойным такой же казни, какая выпала на долю Христа, и попросил распять его головой вниз, что и было исполнено. Казнь совершилась около древнеегипетского обелиска, который до сих пор стоит на площади Святого Петра перед собором.

Апостола Петра захоронили сразу за границей Цирка и в качестве надгробного камня положили обычный валун, выкрашенный в красный цвет. Через несколько лет на месте захоронения построили маленькую церковь, которую через три столетия заменили старой базиликой Святого Петра (она просуществовала до XVI в. и была позже заменена новым зданием — тем, которое радует глаз и сегодня).

Раскопки, во время которых были найдены останки апостола, были организованы в 1939 г. по приказу папы Пия XII. Территория, занимаемая Ватиканом, раньше почти целиком была кладбищем, на котором хоронили умерших в Цирке, а позднее христиан — вероятно, потому, что они хотели быть погребены рядом с могилой апостола. Во время раскопок обнаружили остатки храмов разных времен, возведенных над захоронением, в котором нашли кости, завернутые в расшитую золотом ткань. В 1950 г. папа Пий XII объявил миру, что найденные кости — это останки святого Петра.

Во время Авиньонского пленения пап старая базилика ветшала, и после того, как папы вернулись в Ватикан, были предприняты попытки восстановить или переделать базилику. Новый собор хотел строить еще папа Николай V. Он велел разобрать Колизей, с тем, чтобы использовать камни для новой базилики, но, к счастью, не успел развить эту идею, поэтому Колизей остался относительно цел.

Строительство Собора

Собор Святого ПетраВ создании нового собора Святого Петра активнее всего участвовал папа Юлий II. Это он приказал снести старую базилику. Его интерес был не совсем бескорыстным: он хотел устроить для себя пышную могилу рядом с останками апостола Петра.

Следующие 120 лет разные папы и архитекторы строили собор. Деньги собирали с помощью продажи индульгенций. Об очертаниях собора долго не было единого мнения. Первый план, нарисованный Донато Браманте, подразумевал форму греческого креста (с равными сторонами), после смерти Д. Браманте за строительство взялся Рафаэль и вернулся к классической форме латинского креста (с удлиненной стороной). Когда он умер, Бальдассаре Перуцци, новый архитектор, не стал трогать изменения, которые его предшественник внес во внутреннюю планировку, но решил строить стены в форме все-таки греческого креста. Так повторялось несколько раз, пока строительство не поручили Микеланджело. Знаменитый архитектор и скульптор возвел основное здание по своему плану, и хотя достраивалось оно после его смерти с некоторыми отступлениями от изначального замысла, план был соблюден. Последний раз очертания собора радикально изменились в начале XVII в., когда по приказу Павла V удлинили восточную ветвь креста.

Площадь Святого Петра поручили заботам великого скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Он же изготовил для папского алтаря киворий (балдахин), который поднимается практически до потолка базилики.

Великолепие архитектуры

Собор Святого ПетраВнутреннее убранство собора можно описывать бесконечно. Огромное пространство позволило украсить базилику таким образом, что каждый сантиметр пола, стен, потолка можно долго изучать. В соборе посетителей «придавливает» грандиозность архитектурного замысла. С каждым шагом становится все очевиднее, что здесь человек — только маленькая песчинка.

Центральный купол, спланированный Микеланджело, опирается на четыре колонны, а под куполом находится киворий. В центральной апсиде, за балдахином, расположена кафедра святого Петра с креслом апостола, которое поддерживают четверо отцов церкви.

В правом нефе можно увидеть надгробие Матильды Тосканской, первой женщины, погребенной в соборе Святого Петра. Она удостоилась этой чести, поскольку поддерживала папу Григория VII во время борьбы пап и Священной Римской империи. Сразу у входа в правом нефе расположена и статуя Микеланджело «Пьета», единственное произведение скульптора, которое он подписал.

Помимо прочего великолепия внутри храма в центральном нефе у последнего столба справа находится скульптура святого Петра. Вероятно, это не самая монументальная статуя в соборе, ее автор не знаменит, но ее значение нельзя преуменьшать. Паломники со всего мира припадают губами к правой ноге святого Петра, моля его об излечении и поддержании здоровья. Даже если просто прикоснуться к правой ноге статуи и подумать о заветном желании, святой в силах исполнить его.



Читайте также: