Музей Фюрера. Культурная столица третьего рейха.

Европа. Первая половина XX-го века. Позади уже мировая война 1914 года, революции, изменения общественного и политического строя многих государств. Впереди — пожалуй, самая разрушительная война в истории человечества, начало которой, возможно, было положено 12 марта 1938 года в австрийском городе Линце.

Аншлюс 1938 года и Вторая мировая война, начавшаяся с вторжения Германии 1 сентября 1939 года на территорию Польши, стали последовательными шагами Адольфа Гитлера к глобальной экспансии.

Музей ФюрераОккупация территорий аккумулировала сосредоточение экономических и культурных ценностей в Германии. Величайшее ограбление искусства всех времён — а именно такое название было дано действиям Третьего рейха — должно было стать началом реализации масштабного проекта под названием «Музей Фюрера» (нем. «Führermuseum»).

Самый большой в мире, как по размеру, так и по коллекции экспонатов, но так и не реализованный, художественный музей и культурный комплекс, должны были расположиться в родном городе рейхсканцлера Германии Адольфа Гитлера Линце, превратив его в культурную столицу новой империи, строительство которой было положено началом войны. Ещё не созданные картинные галереи, не построенного величайшего художественного центра Европы, наполнялись выкупленными, конфискованными и украденными произведениями искусства, которые были в том числе отобраны в коллекции музея лично Фюрером, такая процедура получила название: «прерогатива Фюрера». Предполагалось, что центром выставочного комплекса будет Гентский алтарь, имевший особое значение для немцев в силу своей красоты, уникальности и важности, а также потому, что он был принудительно репатриирован в Бельгию из Германии в соответствии с условиями Версальского договора, заключенного по итогам Первой мировой войны.

21 июня 1939 года Гитлер учредил в Дрездене искусствоведческий орган под названием «Специальная комиссия: Линц» (нем. «Sonderauftrag Linz»), которая состояла из лучших в своей области экспертов картин, гравюр, монет и доспехов, библиотекарей, архитекторов, администраторов, фотографов и реставраторов во главе со специально уполномоченным искусствоведом Гансом Поссе. Целью комиссии был подбор произведений искусства как для Музея Фюрера, так и для других музеев немецкого рейха. Известны факты, когда картины приобретались за счет личных накоплений рейхсканцлера, вырученных от продажи книги «Моя борьба» (нем. «Mein Kampf»), сделок с недвижимостью и лицензионных отчислений с изображений Фюрера на почтовых марках.

План города ЛинцГитлер, как неудовлетворенный живописец, любил искусство. Еще в 1925 году он задумал идею «Немецкой национальной галереи», которая должна была быть построена в Берлине, однако с ростом собственных амбиций росли и требования к масштабам его задумки. Центральная часть города Линца, согласно проекту Альберта Шпеера, представляла собой огромный культурный комплекс, который включал в себя оперный театр, гостиницу, площадь, театр, библиотеку и, конечно же — музей, спроектированный Родерихом Фиском по эскизам самого Фюрера в нацистском неоклассическом стиле. План предусматривал грандиозные 36 километровые галереи, которые должны были на всем своем протяжении демонстрировать десятки тысяч предметов искусства. Макет музея был создан в январе 1945 года в подвале рейхсканцелярии, где и был продемонстрирован своему вдохновителю 9 февраля.

Каталогизация предметов искусства была неполной и неточной, однако с уверенностью можно судить о имевших место начиная с осени 1940 года 31 альбоме подаренном лично Гитлеру с фотографиями предметов искусства, 19 из которых сохранились до наших дней.

По некоторым оценкам, около 5 миллионов картин, музейных ценностей и экспонатов личных коллекций были разграблены, потеряны или уничтожены. Потрясает высокий уровень организации по сбору предметов искусства — десятки нацистских офицеров и сотни солдат были назначены исключительно для конфискации, транспортировки и хранения художественных и архивных материалов. Музей Фюрера в Линце стал подлинным свидетельством его амбиций и самонадеянного понимания собственного величия.

Свои последние апрельские дни 1945 года Адольф Алоизович Шикльгрубер провел в бункере рейхсканцелярии, часами рассматривая макет переустройства города Линца, который должен был стать культурной столицей Третьего рейха.

Посмотреть видео:

ИСТОЧНИКИ:

1. Википедия: «Музей фюрера»

2. Wikipedia: «Führermuseum»

3. Википедия: «Аншлюс»



Читайте также: