Что означали цвета в средневековой Европе

При детальном изучении, средние века были не такими уж и тёмными.

Общепринятое название исторического периода «средние века» во многих литературных источниках обозначено термином-синонимом «темные века». Касаемо цветовой палитры это может быть правдой лишь от части. Конечно, эпидемии, вследствие которых деградировал институт общественных уборных и бань значительно увеличили присутствие тёмных красок на холсте рассматриваемого исторического периода. Однако, если обратиться к культуре – цвета изобилуют и на картинах, и в книгах, костюмах, скульптурах и так далее.

ФрескаЦвет в эпоху средневековья обладал символизмом, определял принадлежность к социальному сословию, профессии, размеру благосостояния и даже к этническому происхождению. Не секрет, что подавляющее большинство людей того времени были неграмотные. Поэтому цвет можно назвать определённым алфавитом, в фарватере которого общественным массам ретранслировались определённые послания со стороны духовенства и знати.

Для средневекового жителя цвет был материальным веществом, разложенным в определённом порядке понимания: белый, зелёный, синий и чёрный (иногда фиолетовый).

Некоторые цвета символизировали богатство, некоторые бедность, иные же могли носить сакральный характер. Значение имели и оттенки и способ нанесения краски (глянец, матовость). Так, например, зелёный цвет считался положительным и означал молодость или счастье, однако тёмно-зелёный был отрицательным и мог символизировать нечто зловещее, ассоциированное с кожей дракона. Точно так же было и с красным цветом, в основе своей проводившим аналогию с кровью Христа. Однако тёмно-красный, использовался при иллюстрации огненной тьмы Ада.

Художники того времени изображая нечто злое, зачастую окрашивали свои картины оттенками жёлтого. Скорее всего, в основу этого было положено цветовое восприятие желчи. В изображениях проституток, богохульников, еретиков и душевнобольных обязательно присутствовал жёлтый, оранжевый или рыжий цвета. Примером этого может быть полотно позднего средневековья, на котором изображен Иуда в жёлтом одеянии и рыжими волосами.

Интересны не только базовые, основные цвета, но и их сочетания, которые сегодня могут показаться вычурными пёстрыми и неуместными, например: комбинация красного и зелёного.

В 12-м веке с распространением геральдики цвет приобрёл особенное значение. Толкование и восприятие цветовых гамм, их сочетаний спровоцировало углубление знаний о цвете в обществе.

МазанкаЛитургия в католических храмах в 12-м начале 13-го века обретает определённые правила и широко эксплуатируют цвета в своих таинствах. Так, например, одежда священнослужителей белого цвета символизирует чистоту, красного – мученичество, чёрного – покаяние, зелёного – повседневность.

Особое значение одеяниям придавалось в монастырях. Бенедиктинцы одевались в чёрные, символизируя тем самым покаяние и смирение. Одеяния Цистерцианцев были белого цвета, что означало чистоту. Францисканцы носили коричневое и серое облачение, что также могло свидетельствовать о смиренности и покаянии. Известное сочетание чёрного и белого цветов в одежде доминиканцев, символизировало их чистоту и смирение одновременно.

Многое о цвете и его значении было заложено в далёкие «тёмные» века. Часть информации о коде дошла до нас в письменных источниках, часть была утрачена, некоторые её остатки нашли своё отражение в ритуальных процессиях, устном народном творчестве и разговорных речевых оборотах, например известное выражение «жёлтые страницы», где жёлтое — изначально что-то плохое.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что цвет в жизни общества стал своеобразным визуальным алфавитом или кодом, передающим определённые послания для людей, призывая их подчиняться, воздерживаться, либо действовать в заранее определённых парадигмах. Кстати, это актуально и для нашего времени, стоит вспомнить тот же жёлтый цвет на информационных знаках, символизирующих опасность.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Монтайю, окситанская деревня Ле Руа Ладюри, Э. (1294—1324) / Пер. с фр. В. А. Бабинцева и Я. Ю. Старцева. Издательство Уральского университета, 2001 год.
2. Цвет и значение в древнем Риме. Брэдли М. Классические исследования Кембриджа, 2009 год.



Читайте также: