История Инквизиции

С момента укрепления собственной власти в Европе, католическая церковь боролась с инакомыслием. Для борьбы с «отступниками веры» была создана инквизиция – церковный суд, в современном мире ставший чуть ли не синонимом слова «жестокость».

Святая инквизицияСтарт деятельности инквизиции дал папа Инокентий III. Как церковный суд для борьбы с инакомыслием и свободомыслием этот церковный орган просуществовал во всех католических странах с 13 по 19 век. Уже в середине 13 века инквизиционные трибуналы были созданы на юге Франции, Италии, в немецких землях, позже во всех европейских странах того времени. Следует отметить, что те, кто работал в инквизиции не подчинялись представителям светской власти, и выполняли только распоряжения папы.

Деятельность инквизиционных судов также не контролировалась местными властями. Следственные действия судов проводились с применением пыток, с особой жестокостью, после которых подследственный был готов сознаться в любом грехе, лишь бы мучения прекратились. Во времена инквизиции широко распространились лжесвидетельства и доносы. Донос считался обязательным делом для верующего христианина и щедро оплачивался из средств, полученных от продажи имущества осужденных. На решения судей не влияли статус подозреваемого, его пол возраст. Зачастую осуждение касалось родственников и детей еретиков в трех поколениях.

От обвиняемого требовали одного – раскаяния, после которого наступало неминуемое наказание, которое могло быть, как жестоким, так и вполне приемлемым для современного европейца. Так за легкие провинности достаточно было покаяться публично, за тяжелые грехи сажали в тюрьму, причём пожизненно. Особо упорствующих в ереси подвергали жестокой смерти через сожжение на костре.

Святая инквизицияВ то же время без инквизиции возможно и не было бы эпохи Возрождения и Просвещения, считают некоторые историки. Многие казни известных ученых того времени стали символом верности справедливости и научным убеждениям.

С течением времени приоритеты инакомыслия церковных судов менялись. Если в начале своего существования в 13-15 веке инквизиция в основном боролась с участниками и сторонниками еретических движений. То уже в 16-17 веке «праведный гнев» начал преследовать сторонников гуманистических теорий, последователей новых научных идей. В 18 веке особым гонениям подвергались идеологи и сторонники идей Просвещения.

Народные движения против деятельности инквизиции имели место быть ещё в 13 веке, но тогда успеха не достигли.

Со временем такое противодействие церкви лишь набирало силу, что способствовало укреплению власти монархов в Европе. Просветительская деятельность ученых и народное недовольство положили конец жестокости инквизиции, так 1789 году церковные суды были отменены во Франции, в 1820 в Португалии и в 1834 в Испании. Вскоре все страны Европы смогли освободится от тотального церковного контроля.

Дольше других просуществовала инквизиция в Риме.

После того, как светское государство пап перестало существовать (1870 год) инквизиция стала лишь сугубо церковным органом контроля. Следует отметить, что представители церковной власти в протестантских и православных государствах, также пытались использовать методы инквизиции. Но такие порядки встретили жесткое народное недовольство и вскоре все попытки церковников создать собственную инквизицию прекратились.



Читайте также: