Племя Пираха: язык, ставший основой философии

В конце двадцатого века в отдаленных джунглях Амазонки все еще существовали племена, которые не знали цивилизации, других языков и вели свой самобытный образом жизни, отличающийся от привычного нам.

В 1977 году Дэниел Эверетт, будучи на тот момент 25-летним христианским проповедником, отправился просвещать туземцев из племени Пираха в глухую деревню у берегов реки Маиси в Бразилии. Миссию, которая была возложена на Эверетта американскими христианами, до него провалили несколько других проповедников. По их словам, неудачи были вызваны тем, что язык племени был не похож на любой другой по своим грамматическим свойствам, поэтому выучить и понять его практически не представлялось возможным, а без надежного способа коммуникации нельзя говорить о каком-либо обращении к христианству. Более трехсот лет, с тех пор как Пираха нашли конкистадоры из Португалии, племени удавалось сохранить свой язык, традиции и самобытность.

Племя пирахаОднако в начале своего пути Эверетт был уверен в своих силах, так как являлся не просто рядовым проповедником, а специалистом в области лингвистики и этнографии.
Племя Пираха: язык, ставший основой философии
Миссия американского ученого продлилась без малого тридцать лет, за это время он написал несколько монографий и книг, но ничуть не продвинулся в деле обращения туземцев в христианство. Более того, Эверетт сам покинул христианскую общину и отказался от своей веры. О мотивах его поступка можно узнать из одной из его многочисленных книг.

Причиной провала сам исследователь называет не то что Пираха оказались воинственным или агрессивным племенем, а тот факт, что их мировоззрение абсолютно не совпадало ни с одной из известных моделей поведения, как европейцев, так и африканских или индейских племен.

У туземцев не было понятия времени и концепции слежения за ним, они не задумывались о будущем, не запасали провизию, и не вспоминали о прошлом, и жили фактически сегодняшним днем. Члены племени также не различали числительных, обозначая количество размытыми наречиями «много» и «несколько», не понимали значение принадлежности какой-либо вещи, не создавали никакого искусства. Кроме того, в племени не было принято спать по ночам: туземцы предпочитали спать урывками по двадцать – тридцать минут, когда им этого захочется. Ценности, которые привозили с собой конкистадоры и современные люди, не привлекали их.

При этом они всегда находились в приподнятом состоянии духа и много смеялись.

Эверетт открыл миру не только особенности быта и философии племени, но структурные особенности его языка. Лингвист опубликовал статью, в которой утверждалось, что язык Пирахи не имеет ничего общего с «универсальной грамматикой» Ноама Хомского, считающейся фундаментальной теорией современной лингвистики, основывающейся на генетических особенностях человека. Однако бывшего христианского проповедника раскритиковали практически во всех научных сообществах, и его масштабная работа осталась неоцененной.

Впрочем, единицы ученых, которые все же решились отправиться в Бразилию, чтобы продолжить исследования, вскоре столкнулись с сопротивлением бразильских властей. Сначала появились проблемы с визами, затем власти Бразилии начали активно интегрировать племя Пираха в современное общество.

После того, как дети туземцев стали ходить в школы и изучать португальский язык, а к местам их проживания были построены дороги и подведено электричество, Пираха навсегда потеряло свою самобытность, а ученые упустили уникальную возможность изучить культуру и язык, не похожие ни на одни другие в мире.

Прокомментируйте: