То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.

Сократ
НАСА намерено продолжить отправлять своих астронавтов на МКС на «Союзах»
Космос
НАСА намерено продолжить отправлять своих астронавтов на МКС на «Союзах»
Загрузка...

1888 год: катастрофа императорского поезда

12.12.2018 18:10
1888 год: катастрофа императорского поезда
Происшествия

В конце XIX века вблизи Харькова произошло крушение железнодорожного состава, перевозившего членов императорской семьи, включая самого императора Александра III.

В октябре 1888 года российский император Александр III вместе со своей семьей возвращался из Крыма обратно в Санкт-Петербург. В качестве средства передвижения использовался частный поезд, поставленный на выделенную железную дорогу. На этом составе (паровоз заграничной постройки, вагон-салон, вагон-кухня, вагон-опочивальня, вагон-столовая, служебный вагон и свитские вагоны) царь вместе с семьей каждый год выезжал в имение императрицы Марии Александровны — Ливадию. Известно, что и железнодорожное полотно, и сам императорский состав успешно прошли проверку перед эксплуатацией. Однако на одном из участков пути, а именно у станции Борки неподалеку от Харькова, произошла авария и поезд сошел с рельс.
1888 год: катастрофа императорского поезда

Авария поезда


Катастрофа произошла днем, в 14 часов 14 минут. Свидетели отмечали, что тогда шел сильный дождь, повсюду была слякоть и грязь. Состав спускался с уклона на значительной для того времени скорости шестьдесят восемь километров в час (практически максимальная скорость для состава), и вдруг сильный толчок сбросил пассажиров с их мест, послышался страшный треск, и поезд сошел с рельс. В момент аварии более десяти вагонов сошли с путей и обрушились вниз по склону.
1888 год: катастрофа императорского поезда
Насыпь на данном участке превышала высоту десяти метров, потому повреждения и последствия падения оказались серьезными. Особенно ухудшили обстановку специальные императорские вагоны, которые из-за своего богатого убранства были гораздо тяжелее стандартных.

В результате более тяжелые вагоны при падении сдавили упавшие первыми легкие вагоны, в которых находилась прислуга, что привело к увеличению количества жертв. В крушении благодаря тормозной системе уцелело лишь пять вагонов и оба паровоза.
1888 год: катастрофа императорского поезда
По свидетельству очевидцев, первым толчком повалило всех на пол, а когда после страшного треска и разрушения пол провалился, и осталась одна рама, то все оказались на насыпи, придавленные крышей.

В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Вагон, большой, тяжелый и длинный, был укреплен на колесных тележках, которые при крушении оторвались, покатились назад и нагромоздились друг на друга. Тем же ударом были выбиты поперечные стенки вагона, а боковые стены треснули, и крыша стала падать.
1888 год: катастрофа императорского поезда
Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных бывших в вагоне спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Царь был не из робкого и слабого десятка. Говорили, что рослый и сильный император поддерживал крышу, пока из-под нее вылезали его близкие.

Причины катастрофы


Катастрофа произошла по причине нарушения условий эксплуатации железнодорожных путей и поездов. Первым фактором стало то, что императорский поезд был укомплектован 64 осями вместо положенных пассажирским поездам 42 – это увеличило как вес состава, так и нагрузку на рельсы. Вторым фактором указывается применение двух паровозов сразу, при этом имеющих разную специализацию - товарный и пассажирский. Поскольку их оптимальные скорости различались, разгон до 68 км/ч вызвал сильнейшую нагрузку и деформацию рельс под паровозами, что и стало причиной падения вагонов, следовавших за ними.

Последствия крушения императорского поезда


Погиб 21 человек, еще 68 получили ранения разной степени тяжести. Известно, что лично Александр III и его супруга руководили спасением пострадавших из-под завалов и оказывали им помощь. В Харькове, куда была доставлена императорская семья, отслужили торжественный молебен о ее спасении. Действительно, был какой-то высший промысел в происшедшем. На месте катастрофы был воздвигнут православный семиглавый храм: Царь, царица, пять детей. Впоследствии на протяжении многих лет император приезжал сюда во время пасхальных празднеств.
Матвиенко выразила недовольство отсутствием женщин в политике
Новости политики
Матвиенко выразила недовольство отсутствием женщин в политике
Российский сенатор предложил лечиться аскорбинками и марганцовкой
Здоровье и красота
Российский сенатор предложил лечиться аскорбинками и марганцовкой
Победы и неудачи Apple в преддверии выхода нового iPhone
Техника
Победы и неудачи Apple в преддверии выхода нового iPhone
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
09.08.2018 11:30
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
Происшествия Самолеты

В конце ХХ века транспортно-грузовой самолёт «Ил-76» должен был доставить груз боеприпасов из Албании на север Афганистана, однако был задержан силами движения «Талибан», а экипаж взят в плен.

В августе 1995 года самолёт, принадлежавший казанской авиакомпании «Аэростан», должен был совершить рейс из албанского города Тирана в афганский Кабул с целью доставки боеприпасов для сил «Северного альянса», враждовавшего с «Талибаном».

Ранее экипаж самолёта в составе семи человек уже выполнял две успешных доставки снарядов по тому же маршруту, однако в третий раз «Ил-76» был перехвачен истребителями «Талибана» и задержан. По приземлении был произведён досмотр груза, и когда среди официально незапрещённых боеприпасов стрелкового оружия были найдены запрещённые типы снарядов, экипаж был арестован и взят в плен.

Российский экипаж долгое время находился в плену и переносил тяжёлые условия пребывания. Содержание пленных было ужасным, поскольку им предоставляли мало еды и воды, а жаркий климат изматывал.
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
Помимо физического истощения, лётчикам угрожали и психологические расстройства, вызванные по причине опасения за собственную жизнь с одной стороны, и почти отсутствующей поддержки правительства России с другой. Тем не менее, афганцы пошли навстречу, и русским дипломатам удалось добиться права на встречи и общение с экипажем. В такие встречи пилоты и дипломаты тайно рассматривали варианты побега из плена.

Помогла в побеге хитрость.
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
Экипаж, пробывший в плену чуть более года, со временем заявил, что «Ил-76» требует тщательного технического ухода, а афганцы были не в состоянии следить за подобной машиной. В итоге, при одном из «технических обслуживаний», параллельно с которым талибы были заняты молитвенным обрядом, экипаж сумел поднять самолёт в небо и покинуть территорию страны на малой высоте во избежание обнаружения радарами других стран. К 19 августа самолёт благополучно вернулся в Россию.