Просто удивительно, какая целеустремленность, отвага и сила воли пробуждаются от уверенности в том, что мы исполняем свой долг.


Вальтер Скотт
Врачи могут вылечить астму
Здоровье и красота
Врачи могут вылечить астму
Переговоры по Brexit продолжатся после саммита ЕС
Политика
Переговоры по Brexit продолжатся после саммита ЕС
Загрузка...

1960 год: первые самолёты вертикального взлёта и посадки

08.08.2018 14:20
1960 год: первые самолёты вертикального взлёта и посадки
Самолеты

Во второй половине ХХ века в США, Европе и Советском Союзе были созданы первые серийные самолёты с применением технологии вертикального взлёта и посадки.

Идея создания летательного аппарата, не нуждающегося в длинной взлётно-посадочной полосе или её наличии вовсе проявлялись ещё в первой половине ХХ века, однако, с развитием реактивной авиации и повышения значимости авианосцев, возникла потребность в концептуально новом типе самолётов.

Экспериментальные машины такого типа начали разрабатываться с середины века, а уже к началу 1960-х годов появились и опытные образцы. Первые самолёты были спроектированы в Соединённых Штатах («F-104G») и некоторых странах Европы: Франции («Mirage III V»), Германии («VJ-101»), Италии («G-95»), Великобритании («P. 1150») и Нидерландах («D-24»). Все эти самолёты разрабатывались с целью создания стандартизированной техники с технологией вертикального взлёта-посадки для воздушных сил стран NATO.
1960 год: первые самолёты вертикального взлёта и посадки
В первой половине 60-х годов предполагалось провести конкурс на выбор конкретной модели и фирмы-изготовителя, которая введёт свой самолёт к 1967 году и в последующие годы от которой потребовался бы объём, равный примерно пяти тысячам машин для всех стран блока. Тем не менее, затея обернулась неудачей, а ни один из образцов так и не пошёл в серийное производство из-за несогласованности мнений не только фирм в области проектирования, но и самих военных, предъявлявших определённые требования.

Свои разработки вёл и Советский Союз, к 1964 году создавший свою собственную модель – «Як-36», в том же году совершивший первые полёты. В отличие от британского самолёта «AV-8A», более известного как «Харриэр», советская модель использовала иные технические особенности, что в итоге обернулось низкой управляемостью и надёжностью.
1960 год: первые самолёты вертикального взлёта и посадки
Однако разработки были продолжены и на основе тех знаний, что были получены при наблюдении за «Як-36», был сконструирован первый серийный советский самолёт, прослуживший на вооружении свыше тридцати лет – «Як-38», первый полёт которого состоялся в 1970 году.
Турецкие астрономы открыли свою первую экзопланету
Космос
Турецкие астрономы открыли свою первую экзопланету
В российской столице появится памятник князю Владимиру
Культура
В российской столице появится памятник князю Владимиру
Волгоград готовится к празднованию 75-летия окончания Сталинградской битвы
События
Волгоград готовится к празднованию 75-летия окончания Сталинградской битвы
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
09.08.2018 11:30
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
Происшествия Самолеты

В конце ХХ века транспортно-грузовой самолёт «Ил-76» должен был доставить груз боеприпасов из Албании на север Афганистана, однако был задержан силами движения «Талибан», а экипаж взят в плен.

В августе 1995 года самолёт, принадлежавший казанской авиакомпании «Аэростан», должен был совершить рейс из албанского города Тирана в афганский Кабул с целью доставки боеприпасов для сил «Северного альянса», враждовавшего с «Талибаном».

Ранее экипаж самолёта в составе семи человек уже выполнял две успешных доставки снарядов по тому же маршруту, однако в третий раз «Ил-76» был перехвачен истребителями «Талибана» и задержан. По приземлении был произведён досмотр груза, и когда среди официально незапрещённых боеприпасов стрелкового оружия были найдены запрещённые типы снарядов, экипаж был арестован и взят в плен.

Российский экипаж долгое время находился в плену и переносил тяжёлые условия пребывания. Содержание пленных было ужасным, поскольку им предоставляли мало еды и воды, а жаркий климат изматывал.
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
Помимо физического истощения, лётчикам угрожали и психологические расстройства, вызванные по причине опасения за собственную жизнь с одной стороны, и почти отсутствующей поддержки правительства России с другой. Тем не менее, афганцы пошли навстречу, и русским дипломатам удалось добиться права на встречи и общение с экипажем. В такие встречи пилоты и дипломаты тайно рассматривали варианты побега из плена.

Помогла в побеге хитрость.
1995 год: захват российского самолёта в Кандагаре
Экипаж, пробывший в плену чуть более года, со временем заявил, что «Ил-76» требует тщательного технического ухода, а афганцы были не в состоянии следить за подобной машиной. В итоге, при одном из «технических обслуживаний», параллельно с которым талибы были заняты молитвенным обрядом, экипаж сумел поднять самолёт в небо и покинуть территорию страны на малой высоте во избежание обнаружения радарами других стран. К 19 августа самолёт благополучно вернулся в Россию.