Тот, кто перестает замечать людскую слепоту и злобу, подвергает себя большим опасностям.

Генрих Манн
Нефтегазовая компания создала сценарий снижения потребления нефти и газа на 90%
Экология
Нефтегазовая компания создала сценарий снижения потребления нефти и газа на 90%
Власти расширили список болезней, предоставляющих право получения инвалидности
Общество
Власти расширили список болезней, предоставляющих право получения инвалидности
Загрузка...

Как они оказались на троне: Иван Грозный и Михаил Федорович

04.06.2017 15:22
Как они оказались на троне: Иван Грозный и Михаил Федорович
Исторические личности Цари

В царской России также были примеры возведения малолетних детей на трон. В основном это были периоды династических кризисов, когда власть переходила в руки временщиков и многочисленных фаворитов, а беззащитный ребенок с короной на голове становился почетным заложником в своем же собственном дворце.

Грозный правитель

Долгое время у Василия III не было детей. И только второй брак – с литовской княжной Еленой Глинской – подарил великому князю долгожданного наследника. Иван IV родился в 1530 году и уже трех лет от роду оказался во главе государства. Опекунский совет из семи именитых бояр больше интересовался разделом власти, чем воспитанием маленького государя. Но самые тяжелые дни начались для мальчика в 1538 году, после скоропостижной смерти матери.
Как они оказались на троне: Иван Грозный и Михаил Федорович
Тем не менее, повзрослев, Иван Васильевич сумел собрать всю полноту власти в своих руках и проявил себя умелым и дальновидным политиком. Первая половина его царствования до сих пор считается счастливой и оценивается историками очень положительно.

Начиная с 1565 года, следует новый виток царствования, сопровождавшийся массовыми репрессиями, как среди простого населения, так и среди ближайшего окружения царя. Из-за необоснованной жестокости и все более проявляющихся странностей в поведении первому русскому царю и было дано прозвище Грозный.
Как они оказались на троне: Иван Грозный и Михаил Федорович

Основоположник новой династии

Первый царь из новой династии Романовых, Михаил I Федорович по факту взошел на престол совсем ребенком – 16 лет от роду. Объяснялся такой выбор просто: никаких других представителей мужского пола у Романовых к тому времени просто не было. Семья любимой супруги Ивана Грозного значительно пострадала во времена боярского правления: почти все представители мужского пола были сосланы в дальние монастыри, многие не вынесли тяжелых мытарств и лишений. В живых оставался лишь Федор Никитич, старший племянник царицы Анастасии, но и он находился в иноземном плену, и даже окажись он в России, то не смог бы занять престол, так как ранее был пострижен в монахи с именем Филарет.
Как они оказались на троне: Иван Грозный и Михаил Федорович
Зато его единственный сын избежал жестокой расправы – сначала в силу нежного возраста, а затем благодаря заботе матери и тетки.

Став самодержцем всея Руси Михаил по-прежнему остался послушным сыном – в первые годы его правления власть сосредоточилась в руках матери Ксении Ивановны, а затем перешла к вернувшемуся из плена отцу – патриарху Филарету.
Как они оказались на троне: Иван Грозный и Михаил Федорович
Россия и Япония обменяются знаниями о нанотехнологиях
Наука
Россия и Япония обменяются знаниями о нанотехнологиях
Цукерберг изменил свое мнение по поводу российских кибератак
Связь и IT
Цукерберг изменил свое мнение по поводу российских кибератак
В РФ введут новую меру пресечения
Политика
В РФ введут новую меру пресечения
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
16.04.2018 13:10
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
Исторические личности

Описание жизни князя Хилкова могло бы удостоиться целого романа. Ведь если сказать что она была необычной – это значит не сказать ничего.

Михаил Иванович Хилков родился в Тверской губернии в 1834 году. В детстве и юности он не отличался ничем особенным от сверстников своего круга. Получил начальное образование, а после поступил в Пажеский корпус. В 19 попал на службу в лейб-гвардии Егерского полка, через 6 лет перешел в Министерство иностранных дел.

После отмены крепостного права практически все земли Хилков отдал крестьянам и отправился за океан.
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
В 1864 году он устроился простым рабочим в компанию под именем Джона Мэджилла. Там он прошел путь от кочегара до начальника службы подвижного состава и тяги Трансконтинентальной железной дороги. О годах его пребывания в Америке известно немного.

С 1866 года Джон Мэджилл работает в Аргентине, где у миссис Мэджилл (Анны Николаевны Хилковой) рождаются сын и дочь.
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
Записи о рождении детей Хилковых сохранились в книге регистрации Евангельской Методистской церкви города Росарио. В Америке он мог бы стать преуспевающим человеком, однако, оставив свою должность, он переехал в Англию и стал занимать должность на паровозостроительном заводе Ливерпуля.
Благодаря этим девяти годам, проведенным за границей, Хилков приобрел огромный опыт в сфере железных дорог.

В 1877-1878 годах Михаил Иванович участвует в Русско-турецкой войне в качестве уполномоченного Российского общества Красного Креста при санитарном поезде.

В 1880 году князь Хилков командирован в составе первого резервного железнодорожного батальона на строительство Закаспийской военной железной дороги. После Хилков исполняет обязанности начальника службы тяги, а позднее – управляющего Закаспийской железной дороги.

В 1882 году Хилков был приглашен правительством Болгарии возглавить Министерство общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. После трехлетнего пребывания в Болгарии он вновь возвращается на Закаспийскую железную дорогу. С 1885 по 1892 год занимает должность заведующего механической частью дороги, заместителя начальника строительства, а затем управляющего.

В последующие годы правительство доверяло князю Хилкову управление многими железными дорогами империи. С 4 января 1895 года он становится министром путей сообщения Российской империи.

По утверждению Витте, в те годы в России не было человека, имевшего столь же бесценный опыт строительства и эксплуатации железных дорог в разных странах и в разных климатических условиях.

На этой должности наш герой пробыл десять лет, до октября 1905 года. Этот период характеризуется небывалыми темпами строительства железнодорожных магистралей и шоссейных дорог, возводимых в центральных и промышленных районах страны, в Сибири и в Средней Азии. При нем протяженность железных дорог России выросла с 35 до 60 тысяч километров, а их грузооборот удвоился.

Занимая высокую должность, Хилков не считал зазорным во время поездок общаться с рядовыми железнодорожниками. Он мог лично сесть за паровоз. Например, в Забайкалье, когда машинист растерялся при преодолении подъема, 65-летний министр занял его место и показал класс вождения состава через перевал.