Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других.

Жюль Верн
Австрия отказалась высылать российских дипломатов
Политика
Австрия отказалась высылать российских дипломатов
В РФ наблюдается рост цен на продукты питания
Общество
В РФ наблюдается рост цен на продукты питания
Загрузка...

Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2

08.03.2017 14:36
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2
Династия Романовых Исторические личности Цари

Собственноручные резолюции на официальных бумагах и документах много раз вводили в ступор чиновников канцелярии его императорского величества.

И в семейном кругу, и среди иностранных дипломатов император Александр чувствовал себя хозяином положения.

Показать наглядный пример

В годы правления Александра III Россия не участвовала ни в одной войне, хотя обстановка то и дело накалялась до предела. Так, придворные долго пересказывали из уст в уста следующий случай, произошедший на дипломатическом обеде. Австрийский посланник стал угрожающе намекать императору на то, что Австро-Венгрии достаточно будет трех-четырех корпусов, чтобы ликвидировать «беспорядки» на Балканах.

Александр Александрович взял со стола серебряную вилку, согнул ее одной рукой в узел, спокойно продемонстрировал австрийцу и пояснил: «Вот что я сделаю с вашими тремя-четырьмя корпусами».
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2


И пусть весь мир подождет.

Александр III обожал рыбалку – и нередко можно было наблюдать, как Его Величество терпеливо сидит с удочкой на берегу Гатчинского пруда, меланхолично созерцая тихую водную гладь.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2
Никто не имел права отвлекать его в это время. Но однажды лакей доложил, что министр иностранных дел просит срочной аудиенции. Император взглянул на поплавок.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2
и произнес свою знаменитую фразу: «Когда русский царь удит рыбку, Европа может подождать».

Быть дипломатичным

Несмотря на тяжеловесный образ «настоящего мужика» Александр Александрович при необходимости проявлял чудеса толерантности и терпения. Это выражалось, в частности, в отношении к гомосексуалистам (да-да, они существовали и в те далекие времена, и прозывались в народе «жопниками»).
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2
Так, услышав однажды жалобу на то, что композитор Чайковский увлекается представителями своего пола, император примирительно ответил: «В России жоп много, а Чайковский один».

Не менее элегантно Александр решал щекотливые международные вопросы: в 1891 году российскую столицу посетила французская эскадра.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2
В ходе торжественной встречи по протоколу должны прозвучать гимны обеих держав, а военные с обеих сторон обязаны «отдать честь» в знак уважения и почтения. Вот только французский гимн - революционная «Марсельеза» - в России запрещен. Организатор мероприятия князь Оболенский в растерянности обратился за советом к императору. Александр не растерялся: «Мы же не можем придумать французам новый гимн? Играйте тот, какой есть. Ничего, после «Марсельезы» они поснимают шапки и «Боже, царя храни!» выслушают!»

Проявить снисходительность

Несмотря на довольно крутой нрав, Александр III умел проявлять снисходительность и широту русской души. Так, некий солдат Орешкин напился в кабаке и начал буянить. Его попытались образумить, указывая на портрет государя-императора. На это солдат ответил: «Плевал я на вашего государя-императора!» Его сейчас же арестовали и завели дело об оскорблении Его высочайшего величества. Ознакомившись c делом, Александр собственноручно начертал резолюцию: «Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал».

Также развеселила столицу еще одна резолюция: императору доложили, что по политическому делу арестована писательница-оппозиционерка Цебрикова. Александр, знакомый с «творчеством» этой эмоциональной дамы, начертал на деле: «Отпустите старую дуру!».

17 октября 1888 года царский поезд, в котором ехала вся императорская семья, сошел с рельсов – обвалилась крыша вагона, и Александр удерживал ее на плечах, пока жена и дети не выбрались наружу. Случившаяся катастрофа шокировала общество, но когда полиция хотела завести дело о теракте, император лишь махнул рукой, сказав: «Воровать меньше надо!», намекнув, что это никакое не покушение, а простое нарушение при строительстве дороги.

Однако следствие все-таки выяснило нелицеприятную правду: хоть рельсы и были действительно уложены плохо, с нарушениями техники безопасности, но бомба-таки тоже имела место. От ушибов, полученных в этом происшествии и нежелании обследоваться у врачей, у Александра III развился нефрит (болезнь почек), от которого он умер спустя шесть лет в возрасте 49 лет.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 2
Опубликован проект дизайна научно-технического музея в Сучжоу
Техника
Опубликован проект дизайна научно-технического музея в Сучжоу
День вегетарианства: самые знаменитые россияне, исключившие из своего рациона мясо
Здоровье и красота
День вегетарианства: самые знаменитые россияне, исключившие из своего рациона мясо
Тим Кук: «Технологии должны служить человечеству»
Техника
Тим Кук: «Технологии должны служить человечеству»
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
16.04.2018 13:10
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
Исторические личности

Описание жизни князя Хилкова могло бы удостоиться целого романа. Ведь если сказать что она была необычной – это значит не сказать ничего.

Михаил Иванович Хилков родился в Тверской губернии в 1834 году. В детстве и юности он не отличался ничем особенным от сверстников своего круга. Получил начальное образование, а после поступил в Пажеский корпус. В 19 попал на службу в лейб-гвардии Егерского полка, через 6 лет перешел в Министерство иностранных дел.

После отмены крепостного права практически все земли Хилков отдал крестьянам и отправился за океан.
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
В 1864 году он устроился простым рабочим в компанию под именем Джона Мэджилла. Там он прошел путь от кочегара до начальника службы подвижного состава и тяги Трансконтинентальной железной дороги. О годах его пребывания в Америке известно немного.

С 1866 года Джон Мэджилл работает в Аргентине, где у миссис Мэджилл (Анны Николаевны Хилковой) рождаются сын и дочь.
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
Записи о рождении детей Хилковых сохранились в книге регистрации Евангельской Методистской церкви города Росарио. В Америке он мог бы стать преуспевающим человеком, однако, оставив свою должность, он переехал в Англию и стал занимать должность на паровозостроительном заводе Ливерпуля.
Благодаря этим девяти годам, проведенным за границей, Хилков приобрел огромный опыт в сфере железных дорог.

В 1877-1878 годах Михаил Иванович участвует в Русско-турецкой войне в качестве уполномоченного Российского общества Красного Креста при санитарном поезде.

В 1880 году князь Хилков командирован в составе первого резервного железнодорожного батальона на строительство Закаспийской военной железной дороги. После Хилков исполняет обязанности начальника службы тяги, а позднее – управляющего Закаспийской железной дороги.

В 1882 году Хилков был приглашен правительством Болгарии возглавить Министерство общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. После трехлетнего пребывания в Болгарии он вновь возвращается на Закаспийскую железную дорогу. С 1885 по 1892 год занимает должность заведующего механической частью дороги, заместителя начальника строительства, а затем управляющего.

В последующие годы правительство доверяло князю Хилкову управление многими железными дорогами империи. С 4 января 1895 года он становится министром путей сообщения Российской империи.

По утверждению Витте, в те годы в России не было человека, имевшего столь же бесценный опыт строительства и эксплуатации железных дорог в разных странах и в разных климатических условиях.

На этой должности наш герой пробыл десять лет, до октября 1905 года. Этот период характеризуется небывалыми темпами строительства железнодорожных магистралей и шоссейных дорог, возводимых в центральных и промышленных районах страны, в Сибири и в Средней Азии. При нем протяженность железных дорог России выросла с 35 до 60 тысяч километров, а их грузооборот удвоился.

Занимая высокую должность, Хилков не считал зазорным во время поездок общаться с рядовыми железнодорожниками. Он мог лично сесть за паровоз. Например, в Забайкалье, когда машинист растерялся при преодолении подъема, 65-летний министр занял его место и показал класс вождения состава через перевал.