Мы обитатели сегодняшнего дня.
Печаль о завтрашнем — загадка для меня.
К чему безумствовать? Живи, свое Сегодня
Как величайшее сокровище ценя.

Омар Хайям
Россия направила письмо пострадавшему в Солсбери полицейскому
Политика
Россия направила письмо пострадавшему в Солсбери полицейскому
В ЮАР опровергают информацию о готовящемся «белом геноциде»
События
В ЮАР опровергают информацию о готовящемся «белом геноциде»
Загрузка...

Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1

06.03.2017 21:56
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1
Династия Романовых Исторические личности Цари

10 марта (по новому стилю) 1845 года в Санкт-Петербурге в семье самодержца Александра II родился второй сын. Новорожденному мальчику предстояло стать следующим русским императором, вошедшим в мировую историю под именем Александра III Миротворца.

Из детства будущего монарха известно немногое: всегда был нежно привязан к маме, учился посредственно, преподаватели усиленно готовили его к военной карьере, не особо акцентируя внимание на идейных убеждениях. Великий князь вырос крепким физически, внешне был похож на былинного богатыря, да и характер у него со временем проявился твердый – в последние годы Александр не скрывал возрастающих симпатий к оппозиции своего отца-императора.

Этот монарх за тринадцать лет пребывания у власти проявил себя как талантливый управленец, убежденный славянофил и настоящий мастер слова: такого количества цитат и приписанных изречений, как у Александра Александровича, нет ни у одного другого русского государя. Он целенаправленно создавал себе имидж «простого русского мужика», и это ему удавалось. Однако, рожденный на ступеньках трона и привыкший к общению со сливками мирового сообщества, он только «делал вид» простака, но отнюдь им не был – каждое слово, каждый жест были рассчитаны на свою аудиторию.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1
Каких принципов придерживался в своем правлении Александр III и чем запомнился рядовым современникам?

Извлечь выгоду из любого положения

Живо интересуясь историей России и своей собственной династии, Александр III решил как-то узнать правду о происхождении своего прадеда Павла I. По этому случаю был собран целый научный консилиум. Один историк высказал точку зрения, что, скорее всего, Екатерина II родила Павла от своего любовника графа Салтыкова. Императрица, дескать, открытым текстом говорит об этом в своих мемуарах.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1
На что Александр истово перекрестился и сказал: «Слава Богу, мы русские!».

Однако другой историк тут же возразил, что Павел I как две капли воды похож на своего официального отца Петра III и это доказывает их кровное родство. Выслушав второго историка, Александр вновь перекрестился и сказал: «Слава Богу, мы законные!»

Главное – вовремя подсказать

В 1866 году Александр, уже наследник престола, женился на невесте своего почившего брата Николая – Датской принцессе Марии-Дагмар, в православии получившей имя Мария Федоровна. Молодые люди быстро нашли общий язык и по праву считались одной из образцовых монарших пар.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1
С годами они научились даже предугадывать мысли друг друга. Об этом свидетельствует такой случай.

На рейде в Кронштадте стояла русская эскадра. Так случилось, что рядом с крейсером «Рюрик» случайно встал военный пароход «Ижора».
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1
Мария Федоровна, лорнируя суда и перепутав русское «Р» с французским «П», на ломаном языке громогласно прочитала: «Пюпик!» - «Пожалуйста, не читай громко следующего заглавия», – поспешно сказал Александр III.

Родственников не выбирают

К своей многочисленной родне на родине и заграницей Александр III относился достаточно лояльно, но и тут не обошлось без эксцессов.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1
Известно, что ко второй супруге своего отца, Екатерине Юрьевской, Александр питал стойкую антипатию. После гибели Александра II его вдова явилась к новому императору и заявила о намерении давать балы для своих подрастающих дочерей, в чем ей требовалась помощь и поддержка со стороны романовского семейства. «На вашем месте, – воскликнул Александр III в ответ, – вместо того чтобы давать балы, я бы заперся в монастыре».

Не менее колкий вердикт получил по поводу своей предполагаемой женитьбы на купеческой дочери Зинаиде Бурениной Николай Николаевич Младший. Влюбившись в прекрасную купчиху, великий князь решился просить разрешения на брак. «Я в родстве со многими дворами Европы, но с Гостиным двором – не был и не буду», - категорично отказал кузену Александр.
Александр III: мастер слова на российском троне - часть 1
Ученые поделились своим видением будущего оружия с ИИ
Техника
Ученые поделились своим видением будущего оружия с ИИ
Доклад WADA с расследованием по России раскритиковали в МОК
Спорт
Доклад WADA с расследованием по России раскритиковали в МОК
Исследователи выяснили, какая улыбка является самой привлекательной
Наука и Техника
Исследователи выяснили, какая улыбка является самой привлекательной
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
16.04.2018 13:10
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
Исторические личности

Описание жизни князя Хилкова могло бы удостоиться целого романа. Ведь если сказать что она была необычной – это значит не сказать ничего.

Михаил Иванович Хилков родился в Тверской губернии в 1834 году. В детстве и юности он не отличался ничем особенным от сверстников своего круга. Получил начальное образование, а после поступил в Пажеский корпус. В 19 попал на службу в лейб-гвардии Егерского полка, через 6 лет перешел в Министерство иностранных дел.

После отмены крепостного права практически все земли Хилков отдал крестьянам и отправился за океан.
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
В 1864 году он устроился простым рабочим в компанию под именем Джона Мэджилла. Там он прошел путь от кочегара до начальника службы подвижного состава и тяги Трансконтинентальной железной дороги. О годах его пребывания в Америке известно немного.

С 1866 года Джон Мэджилл работает в Аргентине, где у миссис Мэджилл (Анны Николаевны Хилковой) рождаются сын и дочь.
Михаил Хилков. «Князь-машинист»
Записи о рождении детей Хилковых сохранились в книге регистрации Евангельской Методистской церкви города Росарио. В Америке он мог бы стать преуспевающим человеком, однако, оставив свою должность, он переехал в Англию и стал занимать должность на паровозостроительном заводе Ливерпуля.
Благодаря этим девяти годам, проведенным за границей, Хилков приобрел огромный опыт в сфере железных дорог.

В 1877-1878 годах Михаил Иванович участвует в Русско-турецкой войне в качестве уполномоченного Российского общества Красного Креста при санитарном поезде.

В 1880 году князь Хилков командирован в составе первого резервного железнодорожного батальона на строительство Закаспийской военной железной дороги. После Хилков исполняет обязанности начальника службы тяги, а позднее – управляющего Закаспийской железной дороги.

В 1882 году Хилков был приглашен правительством Болгарии возглавить Министерство общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. После трехлетнего пребывания в Болгарии он вновь возвращается на Закаспийскую железную дорогу. С 1885 по 1892 год занимает должность заведующего механической частью дороги, заместителя начальника строительства, а затем управляющего.

В последующие годы правительство доверяло князю Хилкову управление многими железными дорогами империи. С 4 января 1895 года он становится министром путей сообщения Российской империи.

По утверждению Витте, в те годы в России не было человека, имевшего столь же бесценный опыт строительства и эксплуатации железных дорог в разных странах и в разных климатических условиях.

На этой должности наш герой пробыл десять лет, до октября 1905 года. Этот период характеризуется небывалыми темпами строительства железнодорожных магистралей и шоссейных дорог, возводимых в центральных и промышленных районах страны, в Сибири и в Средней Азии. При нем протяженность железных дорог России выросла с 35 до 60 тысяч километров, а их грузооборот удвоился.

Занимая высокую должность, Хилков не считал зазорным во время поездок общаться с рядовыми железнодорожниками. Он мог лично сесть за паровоз. Например, в Забайкалье, когда машинист растерялся при преодолении подъема, 65-летний министр занял его место и показал класс вождения состава через перевал.