Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Аристотель
Россия получила предложение о совместной разработке плана по восстановлению Сирии
Соцразвитие
Россия получила предложение о совместной разработке плана по восстановлению Сирии
Мессенджер Telegram – в шаге от блокировки в России
Связь и IT
Мессенджер Telegram – в шаге от блокировки в России
Загрузка...

Чей холоп будешь: общество Киевской Руси

06.12.2016 22:37
Чей холоп будешь: общество Киевской Руси
Общество Русь

Историки относят общественной строй Киевской Руси к феодализму, таким образом, население страны делилось на совершенно конкретные сословия: со своими привилегиями, ограничениями и особенностями.

Специалисты определяют сословие как замкнутую социальную группу, члены которой выполняют соответствующие обязанности и подчиняются определенным законам. Процесс сословного деления общества на начальных этапах формирования государственности Киевской Руси можно было наблюдать в зачаточном состоянии. Однако уже тогда можно было разделить все население на зависимых, независимых и полузависимых.

Конечно, на верхней ступени находился князь и его дружина. Именно дружинники формировали княжеское «правительство»: из них правитель выбирал воевод и других должностных, ответственных лиц.
Чей холоп будешь: общество Киевской Руси
Изначально дружина и просто знатные люди города были двумя разными сословиями, однако в одиннадцатом веке соединились в одну большую группу – боярство. Бояре формировали первые советы, которые помогали принимать князю государственные решения по многим вопросам. Жизнь приближенных князя ценилась намного выше, чем жизнь простых смертных. Так, за убийство боярина человек мог получить двойной высший денежный штраф – виру.
Чей холоп будешь: общество Киевской Руси
В бояре мог попасть кто угодно – просто нужно было выслужиться перед князем. В этом время боярина нельзя было отличить от купцов и зажиточной городской элиты – представителей свободного населения.

Кроме того, к свободным людям относилось все духовенство, делящееся на черное (строгое и ортодоксальное) и белое (люди, служившие в храмах, взаимодействующие с прихожанами). Большой вклад в научное и гуманитарное развитие государство вложило именно черное духовенство – монахи.
Чей холоп будешь: общество Киевской Руси
К свободным людям также относились все жители городов, фактически они были вольны делать, что угодно, однако их заработок и благосостояние зачастую зависели от верхней феодальной верхушки. Низшую категорию свободного населения представляли так называемые смерды – крестьяне, владевшие землей и скотом и платившие налоги. Полузависимых людей в Киевской Руси называли «закупы» – это крестьяне, потерявшие свое имущество по каким-либо причинам, и вынужденные работать на чужой земле.

Наконец, к зависимому населению относились холопы.
Чей холоп будешь: общество Киевской Руси
Рабство на Руси распространено не было, и холопами становились по разным причинам – банкротство, плен на войне, побег или воровство человека, находящегося в статусе закупа.
Чей холоп будешь: общество Киевской Руси
Москва призвала участников корейского конфликта к согласию
Безопасность и Оборона
Москва призвала участников корейского конфликта к согласию
«Спортивные» санкции против России продлены
События
«Спортивные» санкции против России продлены
Австрия заявила, что будет противодействовать санкциям США
Экономика
Австрия заявила, что будет противодействовать санкциям США
«Неприкасаемые» в Индии
09.04.2018 15:23
«Неприкасаемые» в Индии
Общество

Наемные рабочие, слуги и вообще все население, живущее за чертой бедности, как материальной, так и духовной, называют шудрами. Эти люди не могли читать Веды, бывать на торжествах и не имели священного шнура.

Немного лучше была жизнь тех, кто продолжал жить дикарями в лесах и ущельях гор, по обычаям отцов. Те, кто жил в деревнях и предместьях городов выполняли всю презреннейшую работу, бесчестную для остальных людей. Но и эти касты были поделены на разряды. Индийцы, произошедшие от брака людей из разных каст, причислялись к одному из презираемых классов. К примеру, человек, появившийся от брака брахмана с дочерью вайшьи, по закону Ману становится амбаштом.
«Неприкасаемые» в Индии
А от брака брахмана с дочерью шудры происходят нишады и так далее.

Сложнее всего было с союзом мужчины из касты шудр с брахманкой. Дети от такого брака именовались чандалами, и считались «презреннейшим из смертных». К неприкасаемым могли относиться и те иноплеменники, которые употребляли по установленным нормам «нечистую» пищу или следовали ритуально оскверняющим занятиям.
«Неприкасаемые» в Индии
Они должны были жить вне городов и деревень. Индийский закон лишал этих «неприкасаемых» всех человеческих прав. Чандалы могут бывать в людных местах только при дневном свете и должны бить палкой о палку, оповещая о том, что они тут, чтобы можно было избежать встречи с ними.

Дело в том, что человек из низшего слоя общества может осквернить своим присутствием любого другого.
«Неприкасаемые» в Индии
Особенно строго следят за своим окружением брахманы: стоит неприкасаемому дотронуться хотя бы до края одежды брахмана и последнему придется провести долгие годы в попытке очистить запятнанную карму. Они должны носить только одежду, оставшуюся после умерших, употреблять пищу только из разбитой посуды, носить только железные украшения.

Чандалы хоронят людей, у которых нет родни, а также являются прислужниками палачей. Еще они должны выносить из городов дохлых животных. Если неприкасаемый посмеет прилюдно воспользоваться общественным колодцем, то беднягу ожидает скорая расправа на месте. Остатки приносимых в жертву животных бросают на землю «для собак, чандал и ворон».

Возникнув в древности, каста неприкасаемых существует в Индии до настоящего времени. Правда, сегодня слово «неприкасаемые» заменено другим – «далиты», что означает «притесняемые». Считается, что «неприкасаемые» звучит оскорбительно.