Весьма несправедливо не принимать подарков ни у кого, но очень скверно брать жадно все.

Юстиниан
Калининградскому музею подарили более 50 миниатюрных моделей военных кораблей
Музеи и Театр
Калининградскому музею подарили более 50 миниатюрных моделей военных кораблей
НТС порадовала поклонников новой VR гарнитурой Vive Focus
Гаджеты
НТС порадовала поклонников новой VR гарнитурой Vive Focus
Загрузка...

Этот загадочный «Черный квадрат»

24.09.2016 18:57
Этот загадочный «Черный квадрат»
История искусств

Третьяковская галерея успешно подогревает интерес к своим самым известным выставочным работам с помощью вирусного ролика, снятого при участии Сергея Шнурова, а мы попробуем разобраться, что же искусствоведы обнаружили нового в знаменитом полотне Казимира Малевича.

Необходимо начать с того, что «Черный супрематический квадрат», по сведениям специалистов, был написан летом 1915 года, однако этот квадратный элемент применялся Малевичем не единожды. Еще в 1913 году, когда художник работал над декорациями к постановке футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем», квадрат черного цвета заменил то самое светило, символизируя торжество человека над природными силами.

Впрочем, уже в прошлом году ученые выяснили, что в первоначальной задумке автора не было изображать на холсте простую черную фигуру: под слоем краски обнаружилось еще два изображения. Первое представляет собой кубофутуристическую композицию, вторая – беспредметную живопись, к которой очень тяготел художник. Также искусствоведы, наконец, расшифровали надпись, которую сделал мастер на своей работе.
Этот загадочный «Черный квадрат»
Дело в том, что Малевич, как и все гении, славился своим неразборчивым почерком. Анализируя короткую надпись, ученые столкнулись со многими проблемами, однако успех все же был достигнут.

Ироничная надпись, сделанная художником гласила – «Битва негров в темной пещере», что, скорее всего, подразумевало первоначальное название картины. Данное название отсылает нас к произведению французского юмориста, журналиста, писателя и художника Альфонса Алле, написанному за тридцать лет до «Черного квадрата».
Этот загадочный «Черный квадрат»
На картине Алле был изображен черный прямоугольник, а название, раскрывающее всю суть полотна, звучало как «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Однако искусствоведы уверены, что Малевич, скорее всего, не видел работ француза, поэтому ни о каком плагиате не может быть и речи.

К сожалению, даже раскрытые исследователями нюансы все еще не дают полного понимания того, в чем истинный смысл «Черного квадрата». Ведь даже сам художник всегда отвечал на этот вопрос уклончиво и давал лишь незначительные комментарии.
Этот загадочный «Черный квадрат»
Иран разработал собственную неядерную десятитонную бомбу
Безопасность и Оборона
Иран разработал собственную неядерную десятитонную бомбу
В России осваивают подводное бурение
Робототехника
В России осваивают подводное бурение
Глава «Роскосмоса» рассказал о будущих лунных и марсианских пилотируемых миссиях
Космос
Глава «Роскосмоса» рассказал о будущих лунных и марсианских пилотируемых миссиях
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»
24.12.2016 14:35
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»
Живопись История искусств

Каждая принцесса, каждая королева, каждая женщина мечтала, чтобы он написал ее портрет. Он, как никто, умел разглядеть индивидуальность и обаяние модели, подчеркнуть ее сильные стороны и нивелировать слабые. Оказаться в его «святая святых» - мастерской – мечтали годами, но только избранные удостаивались высокой чести. Звали его Франц Винтерхальтер.

Будущий мастер королевского парадного портрета родился в 1805 году, в маленькой германской деревушке, и был шестым ребенком в семье фермера. С детства талантливый мальчик увлекался рисованием, и в 1818 году, вместе с братом Фиделем, отправился изучать рисунок и гравюру в мастерской фрейбургского живописца Шулера.

Средств на существование юным Винтерхальтерам не хватало, и чтобы банально не умереть с голоду, начинающие художники приняли непростое решение: Фидель подписал контракт с местным художником, а Франц переехал в Мюнхен, где стал подрабатывать литографом. Здесь он работает с портретистом Штилером, картины которого оказали огромное влияние на только начинающий складываться стиль молодого художника.
Дорогу в «высший свет» 23-летнему Францу открыла герцогиня София Баденская, с которой он познакомился летом 1828 года в провинциальном городке Карлсруэ.
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»
Тогда же, состоя в должности учителя рисования герцогини, Франц создал свои первые серьезные работы.

На парижских выставках 1836-1837 годах публикой и критиками высоко оценены картины «Декамерон» и «Dolce far niente», нарисованные в лучших традициях Рафаэля – одного из идеалов Винтерхальтера. Спустя несколько лет Франц заслужил репутацию модного художника и получил должность придворного портретиста французского короля Луи-Филиппа.

Приняв около тридцати государственных заказов, Винтерхальтер надолго погряз в портретной живописи, которую изначально рассматривал как временное занятие.
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»
Портретная живопись помогла ему разбогатеть и… совершенно утратить симпатию критиков и уважение художественного сообщества.

Не ограничиваясь знатными французами, Франц планомерно пополнял свою коллекцию портретов изображениями другой европейской и русской знати. В разные годы он уделяет внимание бельгийскому королю, русской императорской фамилии, знатным господам и дамам из Польши и Австрии.

Живая и творческая натура художника тянулась к более эмоциональному и красочному портрету.
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»
Это стремление в полной мере удалось воплотить в серии портретов, написанных для английской королевской семьи: «Королева Виктория» (1843), «Принц Альберт» (1842), «Альберт Эдвард, принц Уэльса» (1846) и «Принц Альфред и принцесса Елена» (1849). В общей сложности получилось около ста двадцати работ, многие из них и по сей день находятся в Букингемском дворце и открыты для просмотра всем желающим.

Королева Виктория открыто покровительствовала Францу – между Ее Величеством и странствующим портретистом зародилась удивительная дружба, свидетельством которой, помимо прочего, явился портрет молодой королевы в неглиже: небывалое по тем временам событие, пусть даже картина предназначалась для узкого семейного круга. Франц сумел мастерски передать чувственность приоткрытых губ, обаяние пронзительного взгляда и сделать привлекательной далеко не красивую женщину.
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»
Еще одной постоянной клиенткой Винтерхальтера стала супруга нового императора Франции Наполеона III, признанная красавица Евгения. Ее портреты кисти Франца можно найти во многих музеях мира: «Портрет императрицы Евгении» (1854), «Императрица Евгения с Луи-Наполеоном на коленях» (1857), «Императрица Евгения а-ля Мария-Антуанетта» (1854), «Императрица Евгения в окружении фрейлин» (1855)…

Возможно, постоянные гонения критиков и неприятие его творчества известными мастерами живописи наложили свой неизгладимый негативный след, но в последние годы жизни, проведенные в том же самом провинциальном Карлсруэ, где начиналась его блестящая карьера, Франц Винтерхальтер рисовал мало и неохотно брал в руки краски и кисти.
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»
Более ста лет портреты, написанные им, занимали почетные места в крупнейших художественных галереях, но неизменно имя модели звучало громче и выразительнее имени автора полотна.

И только начиная с 1987 года, когда была проведена большая персональная выставка в Национальной портретной галереи в Лондоне, работы Винтерхальтера были признаны шедеврами искусства, а не простыми историческими свидетельствами.
Франц Винтерхальтер - художник с функцией «фотошоп»