Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.

Альберт Энштейн
Путин оценил текущее состояние российской экономики
Экономика
Путин оценил текущее состояние российской экономики
Адвокат Дениса Пака назвала некорректным вопрос о претензиях чиновника к Мамаеву
Спорт
Адвокат Дениса Пака назвала некорректным вопрос о претензиях чиновника к Мамаеву
Загрузка...

Дело: Готические храмы. Какому богу сторились средневековые готические храмы?

12.04.2017 13:08
Дело: Готические храмы. Какому богу сторились средневековые готические храмы?
Религия

Интерьеры церквей можно считать самостоятельным направлением живописи, ибо в нем работало немало художников. Ниже список тех, чьи картины будут рассмотрены.

Художники, писавшие интерьеры готических церквей:

Корнелис ван Далем 1528-1576 г.

Питер Нефс 1578-1660 г.

Хендрик ван Стенвейк 1580-1649 г.

Бартоломеус ван Бассен 1590-1652 г.

Питер Янс Санредам 1597-1665 г.

Герард Хаукгест 1600-1661 г.

Хендрик ван Влит 1611-1675 г.

Эмануель де Витте 1617-1692 г.

Корнелис де Ман 1621-1706 г.

Геррит Андрианзсон Беркхейде 1638-1698 г.

Джованни Паоло Панини 1691-1765 г.

Луи-Жак-Манде Дагер 1787-1851 г.

Бартоломеус Иоаннес ван Хове 1790-1880 г.

Адриан Доза 1804-1868 г.

Йохан Босбоом 1817-1891 г.

Из списка видно, что большинство художников голландцы 17ого века. После 17ого века интерес живописцев к церковным интерьерам заметно остывает. А чем он был вызван в 17ом веке? По всей видимости, переделкой интерьеров церквей и храмов. И художники или вдохновлялись новым интерьером церквей, или пытались донести до нас своими картинами то, что осталось от старых интерьеров.

Питер Санредам - Интерьер церкви святого Бавона в Харлеме

1. Первое, что бросается в глаза при просмотре картин – это абсолютно белые стены внутри голландских церквей. Все изображения – это гербы или картины, нарисованные на холстах или досках и повешенные на стены. На самих стенах, привычных нам, фресок или мозаики нет.

Нефс, Питер II и Франкен, Франс III Интерьер Собора Антверпенской Богоматери

Удивительно, ведь стены и потолок храма - это лучшее место для наглядной агитации. Однако вся наглядная агитация развешивается и расставляется на стены и вдоль стен так, чтобы все это можно было легко убрать или заменить. А может уже что-то убрали и заменили? Возникает вопрос всегда ли эти стены были белыми или это свежая побелка, закрасившая старые фрески? И ответ нашелся в Антверпене и Генте. Это конечно не Голландия, но совсем рядом. К тому же в Антверпене была сильная школа фламандских живописцев 16-17веков.

И так относительно фресок – они все-таки были. Смотрим фотографии из собора Антверпенской богоматери:

Стены





Фотографии плохого качества, однако на первой фотографии явно видно, что это муза Урания с небесным глобусом в руке. Уже жестко - греческая муза в католическом храме. Остальные две персоны тоже наверняка из греко-римской мифологии, однако, так просто не определить.





Далее потолок:

Здесь видим агнца и типичный римский орнамент (не факт, что агнец не являлся элементом греко-римских мифов, хотя можно допустить совместную эксплуатацию храма, ибо бог един и перед ним нет ни иудея, ни эллина).



Здесь уже скорее готический орнамент.



Бургундская символика.

Опять греко-римский растительный орнамент.

Теперь собор святого Михаила в Генте.

Стены зачищены до камня, но еще можно найти следы краски (справа на колонне видны слабые следы недозачищеной красноватой краски).



А вот на потолке видны следы заштукатуренной росписи (это не плесень от сырости, если приглядеться, то можно увидеть герб с молотком на первой фотографии потолка). Видимо, удалить штукатурку с потолка было сложнее, чем со стен и решили потолочную роспись просто забелить, но позже побелка осыпалась.

Ну и есть свежая роспись вполне христианского толка.

Подобные потолочные росписи есть и в соборе Сан-Сальвадор в Брюгге. А церковь святой крови в том же Брюгге вообще вся расписная, только росписи выглядят свежими.

То есть роспись стен и потолков соборов в этом регионе была нормальным явлением.

2. Кроме того, на картинах с интерьерами церквей бросается в глаза ликвидация старых захоронений внутри церкви (убирают недостойных, чтобы положить более достойных?).

Витте, Эмануэль де - Интерьер Аудекерк (Старой церкви) в Амстердаме

Внизу картины видна могила и справа от нее лежит череп, что говорит о том, что могилу раскопали, а не копают свежую.

3. Также на этих полотнах заметна еще одна важная деталь. Все знают некогда языческий римский храм – Пантеон.

Панини, Джованни Паоло - Интерьер Римского Пантеона

Характерной его деталью является отверстие в крыше, для проникновения солнечных лучей. Отверстие это называется окулус. Подобные отверстия изображены и на картинах с интерьерами.

Neefs, Pieter (I) -- De Dominicanerkerk te Antwerpen van binnen gezien, 1636

Смотрим внимательно на свод центральной галереи.

Хендрик ван Стенвейк Младший - Интерьер готической церкви видом с востока.

Здесь также изображен окулус в сводах главной галереи - верхняя правая четверть картины.

Хендрик ван Стенвейк Младший и Ян Брейгел Старший - Интерьер готической церкви видом с востока.

Можем заметить отверстие почти в центре картины.

А вот уже собор святого Михаила в Генте:





Пройдя по ссылке http://virtueller-domrundgang.eo-bamberg.de можно попасть на виртуальную экскурсию по Бамбергскому собору (официальный сайт). И над стулом (троном или креслом) епископа можно увидеть подобный же окулус. Видимо, окулус является обязательным элементом средневековых храмов. Каково его назначение? Скорее всего, для освещения чего-либо (например алтаря), или кого-либо (например священника, читающего проповедь) солнечными лучами в определенное время (когда солнце в зените). Католические храмы ориентированы по оси восток-запад, т.е. по пути движения солнца. Это значит, что проникая в церковь через этот самый окулус, солнечный луч (солнечный зайчик) двигался по полу церкви в сторону алтаря и достигая, освещал его золотое убранство. И становится понятной средневековая традиция – не строить домов выше церкви. Получается, что это было нужно для того, чтобы дома не загораживали солнце, которое через окулус должно проникать в церковь.

Однако, есть и более приземленная, но практичная версия. Вполне можно допустить, что этот самый окулус мог служить обычным дымоходом при проведении обряда принесения жертвы всесожжения (выше уже упоминалось об изображении античных богов в церкви Антверпенской богоматери, если допускали их изображения, значит также допускали и соответствующее им служение), когда на алтаре сжигалась плоть жертвенных животных, неизбежно образовывался дым предназначенный богу. Этот дым надо было довести до потребителя.

Обе версии имеют право на жизнь и одна не отменяет другую.

В завершение, еще одна картина с изображением интерьера церкви.

Питер Санредам (1597-1665) - Интерьер собора св Бавона в Харлеме.

На картине дед несет новорожденного ребенка для проведения некого церковного ритуала, за дедом идут родители ребенка. У мужчины в руках закрытая плетеная корзина для птиц (наверно с живой птицей внутри). Так вот в таких корзинах приносили различную живность в храм для принесения ее в жертву. Т.е. художник хочет нам сказать, что еще в 17-ом веке в Харлеме в церкви святого Бавона приносили жертвы.

Какой можно сделать вывод из всей приведенной выше информации? Можно предположить, что готические храмы, изначально строились как языческие (т.е. те самые античные храмы посвященные богам греко-римско-финикийского пантеона). Одновременно, они могли служить также храмами для поклонения Иегове, Яхве, Саваофу, Христу (но об этом позже), а чисто христианскими они уже стали после 16-ого века.

Автор: ВС

Насколько тяжело получить лицензию на оружие в США?
Общество
Насколько тяжело получить лицензию на оружие в США?
Трамп напомнил Меркель об огромных суммах долга
Политика
Трамп напомнил Меркель об огромных суммах долга
Джон Керри считает, что отношения России и США показали прогресс
Политика
Джон Керри считает, что отношения России и США показали прогресс
1801 год: заключение конкордата Наполеоном I
05.09.2018 15:15
1801 год: заключение конкордата Наполеоном I
История Франции Религия

В начале XIX века Первый консул Франции Наполеон Бонапарт подписывает с папой римским Пием VII договор, устанавливавший чёткие религиозные рамки для Франции, ставшей полноценной католической страной.

В ходе Великой Французской революции 1792 года в стране был выработан новый метод регулирования вопросов религии и духовенства. Однако вместе с ним был отменён предыдущий, Болонский конкордат, действовавший между Францией и римской католической церковью.

Согласно новому порядку жизни духовенства, Рим больше не имел прямого влияния на священнослужителей в стране, что вынудило папу постановить епископам отказаться от присяги революционному правительству, ведь именно через него они и получали назначение во Франции, при этом получая жалование. Наполеон, в свою очередь, видел угрозу светскому государству в лице усиления влияния Рима на духовенство, при этом выступая за полную свободу вероисповедания, что не устраивало Рим. В связи с этим, внутри самой Франции на несколько лет возник заметный разлад, расколовший религиозных последователей на две стороны.
1801 год: заключение конкордата Наполеоном I
Подписание важного соглашения произошло в 1801 году, чем предшествовал ряд успешных военно-политических действия Наполеона и затяжные переговоры сторон, инициированные самой Папской областью под угрозой потери суверенитета. Согласно договору, новое духовенство совместно назначалось правительством Франции, но при этом получая одобрение РКЦ. Кроме того, католичество приобрело статус, почти равный государственной религии, однако с оговоркой, которая указывала на абсолютную свободу выбора вероисповедания, к которой и стремился Бонапарт. Конкордат позволил наладить отношения Рима и Франции, а также вернуть страну к расположению РКЦ.
1801 год: заключение конкордата Наполеоном I